Учебный план НОО 2024-2025

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ СОШ №72
______________М.Н. Серегина
Приказ № 84-о от 29.08.2024

Учебный план
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 72
на 2024-2025 учебный год

г. Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 72 создан с учётом
особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной
направленности.
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса.
Учебный план соответствует интересам и образовательным потребностям обучающихся, их возрастных особенностям и возможностям.

1. Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план разработан с учётом следующих нормативно-правовых документов:

 конвенция о правах ребенка;
 федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.);
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021
года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
 федеральная образовательная программа начального общего образования,
утвержденная приказом от 18.05.2023 № 372;
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы»;
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.04.2001
№ 408/13-13 «Об организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.1999
№ 220/11-12 «О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе»;
 письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2002 №
199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
 постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области»;
 основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
СОШ № 72;
 календарный учебный график МБОУ СОШ № 72 на 2024-2025 учебный год;
 лицензия на осуществление образовательной деятельности;
 свидетельство о государственной аккредитации;
 Устав МБОУ СОШ № 72.

2. Цели и задачи учебного плана
Учебный план, является элементом содержательной части образовательной программы школы, имеет гибкую структуру.
Учебный план школы учитывает состояние материально – технической базы школы, программно–методическое обеспечение образовательного процесса, профессиональный уровень педагогического коллектива, социальный заказ родителей и обучающихся.
Цель: создание условий для реализации прав граждан РФ на образование, через
достижение планируемых результатов ФГОС НОО.
2

Задачи:
 обеспечить качественную реализацию ФГОС НОО.
 обеспечить повышение качества образования;
 обеспечить преемственность образовательных программ, создающих основу для
подготовки социально-адаптированной, конкурентоспособной, нравственно-зрелой личности
 обеспечение информационной целостности получаемых обучающимися знаний
по образовательным уровням, фиксирующим, согласно возрастным особенностям, технологическую и смысловую преемственность этапов обучения, последовательность формирования у каждого школьника индивидуального, предметного, профессиональноориентированного способов мышления;
 формирование в образовательном процессе системы знаний, творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений, основ
научного мировоззрения.

3. Программно-целевые основания учебного плана
Основные подходы к формированию учебного плана МБОУ СОШ №72 связаны с
приоритетными направлениями деятельности школы, представленными в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 72.
 обеспечение прав обучающихся на получение качественного образования, установленного ФГОС НОО;
 обеспечение непрерывности начального общего, основного общего и среднего
общего образования;
 обеспечение индивидуально-личностного подхода к обучающимся;
 обеспечение оптимальной нагрузки обучающихся и организация образовательного процесса в соответствии со здоровье сберегающими критериями и нормами: продолжительность обучения (в учебных часах) для каждой ступени образования; недельная
нагрузка учащихся в рамках 5 дневной учебной недели; соотношение базовой инвариантной и вариативной частей;
 обеспечение условий для общего развития ребёнка как субъекта образовательного процесса (самоопределение, самоутверждение, самореализация и самовыражение в образовательной деятельности);
 предоставление педагогам школы право выбора конкретных программ и методик при условии обеспечения принципа преемственности по ступеням, соблюдая права
ребёнка и его родителей;
 организация взаимодействия с внешней средой (высшими и средними специальными учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования детей).

4. Организационные вопросы реализации образовательного процесса
Учебный план имеет необходимое кадровое, учебно-методическое, материальнотехническое, управленческое обеспечение, отражает необходимый объем содержания, являющийся обязательным на каждом уровне образования, специфику работы школы, инновационное развитие.
Учебные занятия проходят по утвержденному директором школы расписанию. При
составлении расписания уроков в соответствии с требованиями СанПиН чередуются в течение дня и недели для обучающихся начальной школы основные предметы с уроками
музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся с учетом трудности каждого предмета, которая
ранжируется в баллах.
Предусмотрено равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в
течение учебной недели. Максимальная учебная нагрузка во всех параллелях соответствует требованиям СП 2.4.3648-20.

3

5. Структура учебного плана
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №72 состоит из двух
частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для реализации и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
– формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
– готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями и предметами:
Предметная область
Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы религиозных культур и
светской этики

Предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Основы религиозных культур и светской этики

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся школы, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).
Для достижение комплексного результата образования предметной области «Физическая культура» в 1-3 классах из части, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час на реализацию программы учебного предмета «Физическая
культура»

6. Особенности учебных предметов учебного плана
Ведущее место учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. В системе предметов начальной школы русский язык направлен на реализацию двух основных
целей: познавательную (ознакомление с основными положениями науки и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся) и
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие

4

устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Начальным этапом изучения русского языка является Обучение грамоте, которое
направлено на коммуникативно-познавательное и духовно-нравственное развитие школьника. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Поэтому ключевым понятием в содержании обучения
грамоте является «общение».
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
На изучение русского языка отводится 675 часов за 4 года обучения.
В первом классе – 165 часов в год (33 учебных недели), из них 100 часов на обучение письму в период Обучения грамоте и 65 часов на изучение русского языка.
Во 2-4 классах – по 170 часов (34 учебных недели), из расчета 5 часов в неделю при
пятидневной учебной неделе.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативнопознавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность,
охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст.
Изучение предмета Литературное чтение направлено на формирование читательской компетентности учащегося начальной школы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. На этом этапе обучения осуществляется
пропедевтика литературных понятий, формируются универсальные учебные действия по
поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных
задач.
На изучение предмета в 1-ом классе отводится 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2-4 классах по 136 часов соответственно (4 часа в неделю, 34 учебных
недель), всего 540 часов.
Иностранный язык (английский) изучается со второго класса (2 часа в неделю,
за три года обучения – 204 часа). Он формирует элементарные коммуникативные умения в
говорении, аудировании, чтении и письма; развивает речевые способности, внимание,
мышление, память и воображение младшего школьника, способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранного языка.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом Математика, который направлен на достижение важнейшей цели начального курса
математики – формирование у учащихся математической грамотности.
Одной из задач курса «Математика» является формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира
и как основы компьютерной грамотности. Результатом решения данной задачи должно
стать приобретение учащимся первоначальных представлений о компьютерной грамотности, приобретение первоначальных навыков работы на компьютере. Реализуется задача
через основную содержательно-методическую линию – линию анализа данных, которая
целенаправленно формирует у учащихся информационную грамотность, умение получать
информацию из разных источников, в том числе из Интернет, в том числе при реализации
раздела учебного предмета Математика «Работа с данными».
На изучение предмета в 1-ом классе отводится 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2-4 классах по 136 часов соответственно (4 часа в неделю, 34 учебных
недель), всего 540 часов.
Важное место в системе начального общего образования занимает учебный предмет Окружающий мир, специфика которого заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и
истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-

5

гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Поэтому главными целями изучения этого учебного предмета являются: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие
и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2-4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Предметная область «Искусство» включает два предмета Музыка и Изобразительное искусство. С целью формирования музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников в Учебном плане представлен учебный предмет Музыка, который изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа –
во 2-4 классах).
С целью воспитания эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащения нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитания нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и
через искусство; развития воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений
и навыков сотрудничества в художественной деятельности в начальной школе реализуется базовый предмет Изобразительное искусство. В Учебном плане на изучение данного
предмета отводится за 4 года обучения 135 часов, в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34
часа в год.
С целью приобретения личного опыта как основы обучения и познания; приобретения первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к
труду и людям труда в Учебном плане предметная область «Технология» представлена
предметом «Труд (технология)», на изучение которого отводится 1 час в неделю, за 4 года обучения – 135 часов, в 1-ом классе 33 часа, во 2-4 класса по 34 часа. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии
через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель
духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Предметная область «Физическая культура» реализуется через учебный предмет
Физическая культура. Основная цель изучения предмета – формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений, в том числе
и выполнение комплексов упражнений, направленных на подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО.
Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме 270 часов,
из них в 1 классе –66 часов (33 учебные недели), а со 2 по 4 классы (34 уч. недели) – по 68
часов ежегодно.

6

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена учебным предметом Основы религиозных культур и светской этики, который изучается 1 час в неделю в 4 классе (всего 34 часа). В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) по выбору родителей (законных представителей) изучается курс «Основы светской этики».

7. Оценка планируемых результатов
В 1-4 классах при текущем и промежуточном контроле отслеживаются и оцениваются динамика и уровень метапредметного и предметного результата.
Личностные результаты выпускников при получении начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и образовательным учреждением.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет учебных предметов. В ходе промежуточной аттестации с целью выявления оценки уровня достижения метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные
УУД) проводится комплексная работа на межпредметной основе, включающая учебнопознавательные и учебно-практические задачи надпредметного и метапредметного характера.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При
этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний конкретного учебного курса.
Во 2-4 классах проводится текущая аттестация учащихся по учебным предметам
учебного плана. Формами контроля и учета достижений учащихся при текущей аттестации являются: устный опрос, письменная самостоятельная и контрольная работы, диктант,
контрольное списывание, тесты, графическая работа, изложение, сочинение, доклад, творческая работа, представление презентации, диагностическая работа, контроль техники
чтения и др.
Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится с использованием
контрольных работ по предметам, включающим учебно-познавательные и учебнопрактические задачи с целью установления соответствия знаний учеников требованиям
ФГОС НОО, обеспечения объективной оценки знаний каждого обучающегося. Промежуточная аттестация учащихся проводится как учителем, так и администрацией школы. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется рабочей программой по каждому предмету, принятой на методическом объединении и утвержденной
директором школы. Периодичность административного контроля определяется планом
работы школы, утвержденным директором.
Динамика образовательных достижений учащихся формируется на основе проведенных мониторинговых процедур текущего контроля успеваемости (стартовая, текущая,
итоговая диагностика).

7

8. Недельная сетки часов учебного
плана ФГОС НОО на 2024-2025 гг
Предметные
области
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Основы религиозных культур и светской этики
Искусство

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
Учебные недели:
Всего часов:

Количество часов в год / в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
5
5
5
5
4
4
4
4
2
2
2

Итого
20
16
6

4
2

4
2

4
2

4
2

16
8

-

-

-

1

1

1

1

1

1

4

1
1
3*
20
1

1
1
3*
22
1

1
1
3*
22
1

1
1
2
23

4
4
11
87
3

21
33
693

23
34
782

23
34
782

23
34
782

90
3039

* на изучение учебного предмета «Физическая культура» в 1-3 классах добавлен 1 час из
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

График оценочных процедур на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Grafik_provedenia_otsenochnykh_protsedur.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».